На основании п.п. 2 - 22 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе страхования» (Далее ФЗ № 27), закреплен порядок предоставление сведений о застрахованных лицах в ПФ РФ. В существующей практике право применения часто встречаются случаи непредставления или неполного представления указанных сведений.
В указанных выше случаях компетентный орган имеет право привлечь организацию к ответственности предусмотренной частью 3 статьи 17 ФЗ № 27 за предоставление неполных и недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 ФЗ № 27.
В тоже время в результате рассмотрения подобной категории споров была выработана судебная практика, позволяющая избежать ответственности:
Спорная ситуация: при передаче сведений по форме СЗВ-М (Сведения о застрахованных лицах) за апрель 2018 г. в Пенсионный фонд (далее ПФ РФ) по телекоммуникационным каналам была ошибочно выгружена не полная информация о сотрудниках Института. В начале июня институтом в порядке самоконтроля была обнаружена ошибка в отношении 88 застрахованных лиц. В том же месяце в ПФ РФ была направлена дополняющая форма.
В этой связи, в действиях Института отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 17 ФЗ № 27, так сведения за апрель 2018 г. были представлены Институтом в установленный законом срок, и в дальнейшем дополнены также в установленный законом срок. Кроме того, дополняющая форма была направлена до вынесения вышеупомянутого акта Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Воронеже.
Согласно статье 15 ФЗ №27 страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Кроме того, в соответствии с пунктом 34 инструкции № 987 установлено, что в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь, а двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда.
Подкрепляя свою правовую позицию, стоит заметить, что вопрос о применении штрафных санкций за предоставление неполных сведений являлся предметом исследования в Конституционном суде РФ, результатом котором стала правовая позиция изложенная в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 г. № 12-П доведенной до сведения территориальных органов Пенсионного фонда в письме Пенсионного фонда от 14.12.2004 № КА-09-25/13379, которая заключается в том, что при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу все фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Вместе с тем данным письмом дано разъяснение о том, что, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок избавил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 ФЗ № 27, возможно не применять.
Кроме того, необходимо учитывать, что положениями ФЗ № 27 не установлены обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение правонарушения, в этой связи мы считаем, что данный пробел в праве необходимо разрешить посредством применения метода аналогии закона, так при последующем вынесении решения необходимо руководствоваться соответствующими нормами налогового законодательства.
В связи с этим, статьей 2 от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что ФЗ № 27 является составной частью законодательства Российской федерации об обязательном пенсионном страховании. В тоже время данной нормой предусмотрено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе осуществление контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах. Взаимосвязь приведенных выше положений дает нам основания для применения соответствующих положений Налогового кодекса РФ, в частности норм, регламентирующих порядок привлечения к ответственности (в части, не урегулированной положениями статьи 17 ФЗ № 27).
Так, согласно статье 106 НК РФ налоговым правонарушение признается виновно совершенное противоправное деяние (действие, бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц за которым указанным кодексом установлена ответственность.
При этом приведенный в пункте 1 статьи 111 НК РФ перечень обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, не является исчерпывающим, поскольку при рассмотрении конкретного дела суд вправе учесть также иные обстоятельства, признав их исключающими вину лица в совершении правонарушения.
Анализ приведенных выше положений законодательства, материалов судебной практики, приводит к логичному выводу о том, что привлечению к ответственности в рамках ФЗ № 27 подлежит лицо, виновно совершившее правонарушение, если не установлены обстоятельства, исключающие вину правонарушителя, к которым в наше понимание могут быть отнесены действия Института по выявлению и устранению ошибок, несоответствий в предоставленных сведениях.
Аналогичная судебная практика выработана в Арбитражном суде города Воронежа по следующим делам № A14-11810-2017, А14-25485/2018.
Чернышев Е.А.